В этой статье мы поговорим о том, каковы были
негласные правила поведения в древней Руси.
Без понимания таких норм, сложно понять психологию, настроения, которые царили в тогдашнем обществе. Многие нормы и правила поведения были значительно более жёсткими, чем сейчас. Но жесткость эта объяснялась традиционализмом. Если проще, то жили тогда по законам предков. Это, в свою очередь, означало, что в модели поведения люди больше обращались к традиции, обычаям и поступали в той или иной ситуации как поступали их отцы. А ещё если проще, то человек больше ориентировался на то, как что-то делали предки в аналогичной ситуации, нежели, скажем, на гласные законы людские.
Авторитетом в роду был старший. Он был хранителем семьи, её обычаев и устоев. Он был ориентиром для молодых. Он был законом для данной семьи.
С выбором профессии в роду и семье были определённые трудности. Так как дело было семейное и ремесло передавалось от отца к сыну. Вольничать в выборе профессий категорически было нельзя. Девушке отводилось роль портной, хозяйки, хранительницы домашнего очага. Делами, которые приносят доход, девушкам было запрещено заниматься.
Слово старшего в роду не только закон, но и перебивать старшего во время его речи было недопустимо. Сейчас тоже действует это правило, но раньше за такой проступок могли и серьёзно наказать.
Девушкам вообще по сути было запрещено «любить» и дело женитьбы было в руках родителей молодой особы. Ослушаться в таком вопросе было чревато потерей семьи. Иными словами, могло привести к изгнанию.
Интересны и правила этикета во взаимоотношениях
гость/хозяин дома. Гость был обязан уважать хозяина и выполнять обычаи и нормы поведения, принятые в данном доме. Иначе могла сработать поговорка: вон Бог, а вон и порог. Но хозяин дома должен был предложить гостю
кров, еду и баню. Так как гость находится в положении незащищённости. Данная парадигма действовала очень долгое время.
Кстати, здороваться гость должен был первым, например, «мир вашему дому». Вообще здороваться первым должен тот, кто моложе, тот, кто первым заходит в помещение, тот, кто первым заметил прохожего на улице. В некоторых случаях несоблюдение данного принципа этикета тоже могло привести к серьёзным последствиям для нарушителя. Кроме того, здоровались мужнины под локоть, дамам могли просто кивать, а матушке с батюшкой могли и в пояс поклониться. Были свои нормы жестов при моменте первой встречи с человеком. И это тема для отдельной статьи. Но даже на указанных примерах видно, насколько интересен был этикет в те времена.
Сильным было и правило нахождения мужчины в головном уборе в помещении, особенно на капище (в последующем - в церкви), при погребении или на поминальном обеде, да и вообще в месте, где коллективно принимают пищу. Правило этикета восходит к тому, что у мужчин должна быть открыта связь с богами через темечко. Как бы странно это не звучало, но обычай дошёл и до наших дней, но сейчас стремительно разрушается.
За столом тоже всё было нормировано этикетом. Пока глава семейства не начинал есть, никто не начинал, пока он не вставал из-за стола, никто не вставал. Глава закончил кушать, все закончили. Также это качается расположения людей за обеденным столом. Заведённые обычаи не менялись.
Славяне согласно мероприятию носили специальную одежду, на праздники в повседневной одежде не допускались. Вообще можно было много понять по узору на рубашке или рушнике. Символ говорил, что сейчас переживает человек, что он чувствует.
Большая строгость была и в ношении костюмов. Так, нельзя было одевать, что тебе хочется, только согласно социальному статусу, профессии, возрасту. Известный факт, что замужние девушки могли появляться на людях
только в платке. И таких нюансов было множество. И они были значимы в плане этикета и воспитания личности в целом.
Цель статьи - показать основы этикета, его вектор в древнерусском обществе. Цели не было осветить все нюансы. Но даже из озвученных примеров становиться понятно, что общество было иным в корне. То, что описано, частично подлежит реконструкции, частично просто невозможно сейчас в силу тотального изменения мировосприятия личностью в современном мире. И получается, что в большей степени элементы славянского этикета - предмет культурологического исследования, которое, безусловно, интересно для читателя, но в большей степени лежит в плоскости развлекательного чтения, нежели конкретного исполнения.