Легенда о Пращуре-Кумире
В стародавние времена жил был в одном селении человек Добромысл. Уже в средние годы стал выделяться он средь остальных смекалкой, да мудростью. Для всех приходящих к нему, находил Добромысл совет полезный. Вот глядишь, уж и не одного дела в поселке ни начинали покамест не поговорят с ним. Дальше больше, уж пошел слух окрест, о мудрости да рассудительности Добромысла. Идут люди добрые, несут дары ему, да совета спрашивают. Вот уж и нет времени на дела другие, только привечать просителей успевает Добромысл. Тут и старость не за горами, уже внук старший ухаживает за мудрецом. Облюбовал Добромысл место одно, что на краю деревни в рощице небольшой, камень стоит. За день камень так прогревается, что и ночью от него тело исходит. Стал мудрец, вместо дома в этой роще принимать людей. Разговаривает, советует, а сам кости старческие греет на камне том. Внук с утра отводил деда к камню, и всяко обхаживал покамест народ шел. Здесь и дышится легче, и думается свободнее, смеясь поговаривал Добромысл. Долго ли коротко это продолжалось, да ведомо не переставал идти люд, к мудрецу до самой смерти. А он так и умер на этом камне. После тризны, прах Добромысла под камень этот положили, да рядом с камнем срубили из большого дуба – чура, с ликом мудрого старца. И хоть не было уж давно мудреца в мире яви, все одно приходили страждущие, совета просили, помощи, в общем каждый со своей тоской и радостью. Говаривали что и после смерти старик не переставал помогать, и всяк просящий с ответом уходил.
Легенда про оберег Славянский
Случилось это в стародавние времена, в двух крупных поселениях, которые вот-вот должны были стать городами. Были у этих селений судьбы близнецы. Когда-то их основали два родных брата, поселившиеся с семьями на разных берегах, чтобы разделить охотничьи угодья. С тех пор уж много воды утекло в той реке, каждое селение от братских хуторов обросло во все стороны. Приходили люди селились рядом, росли поселки. Вместо охоты уж поля тянутся во все стороны. И нет давно братьев на свете этом, да жива память о них. Потому назвали поселки Верхнебратово и Нижнебратово. И вроде не стоит ворог на пороге уж десятки лет, урожай хорош, и мора нет, а нет мира меж деревнями. И вроде богам одним хвалу воздают, и племени роду одного, а все же нет лада. Уж и старцы седые не помнят с чего начался раздор, да только все сильней год от года. И вот обида уже через край плещет, решили тогда старейшины Верхнебратово наказать кровью соседей своих, да побоялись гнева божьего. Тут предложил кто-то хитрость сделать. Выслушали старейшины задумку и согласились, все ж сильна была обида на соседей. Провели они тризну по воинам которые должны были за реку идти, вывели их из мира живых из под взора богов. Тут и ночь в помощь, уж лодки плывут к берегу Нижнебратово. Но был среди старейшин, что решение приняли, и некто вотчинник Мирослав. Не пошел он против воли большинства, в мести, да и так оставить этого не мог. Жила в соседней деревне дочь его старшая с зятем и внуками, за них душа его болела. Тайком отправил он через реку младшего сына. Тот же переплыв начертал на дверях сестры знак тайный, и вскоре возвратился. Сам же Мирослав с воинами заранее сговорился что бы при виде знака заветного мимо дома прошли. Да только дочь Мирослава замысел разгадала, и сколько смогла, на стольких дверях обережный знак начертала. В первую очередь, конечно, на родичах мужа знак поставила, а дальше сколь успела. Увидели Боги столь Благое деяние и на всех других дверях в тот час появился тот же символ. И когда воины из Верхнебратово под покровом ночи, шли по соседней деревне, с оружием наизготовку, не смогли найти дверь без обережного символа и вернулись ни с чем. Прознали про то старейшины обеих деревень, да поняли верно волю Богов, пустили братину по кругу, да забыли вековые обиды. И воцарил мир. Вот какова сила оберега славянского!
Легенда о нагайке
В стародавние времена, когда на окраине нашей великой Руси жили казаки, казаки вольные да удалые, в одной из семей родился мальчик. Отец, как то требует обычай обрезал пуповину топором, да призадумался, каким ежедневным оружием сына снабдить на жизнь казачью? Долго голову ломал перебирая различное оружие. Ничего не приходило на ум, и тут невзначай взор казака упал на уд бычий: «Что за срамота, подумал лихой воитель?!». Но вместе с этой мыслью пришло и озарение. Нужно сделать бич, как кнут но короче и обязательно с тяжестью на конце. Долго подсматривал за матушкой, что пояса да очелья плетёт, приноровился к плетению и пошёл за выделанной кожей да в ночь сплёл плётку, да гайку от телеги в хвостовик зашил. Решил опробовать казак изобретение, размахнулся да как шлёпнет по деревяхе, а она пополам и раскололась. Вот это оружие, а если на коне удалом, да на скаку! Так врага и пополам перерубить можно. Наглядеться не мог на своё оружие отец. Да дал ему имя «Нагайка». Подарил сыну это оружие, да вот только неведомо было человеку, что это станет традицией и это оружие дойдёт и до наших дней.