Бытует мнение, что это практически одно и тоже. Особенно есть путаница среди последователей принципов родноверия. Дескать, шаманизм - это такое явление, которое уже по умолчанию включено в картину мира язычества. Это не так, конечно. Начнем с того, что в мире много этносов исповедуют (исповедовали) шаманизм, такая же ситуация и с язычеством. Тут зачастую нужно сравнивать конкретно взятое язычество и конкретно взятый шаманизм. И эти все явления не одно и тоже. Хотя если обобщать очень глубоко и с большими допусками, можно вывести схожие принципы миропонимания у всех этнических верований и всех типов шаманизма. Поэтому в дальнейшем, те, кто глубоко в теме, должны понимать, что речь идет об обобщениях. Но именно по ним и будем давать пояснительный блок в этой статье.
Для понимания и дальнейшего анализа нужно знание того, что язычество и шаманизм родственные верования, а точнее, и это моё мнение, что шаманизм просто местами (имеется ввиду географически) эволюционировал в языческие верования. И это родственники по своему культурному базису. А если быть ещё точнее, то шаманизм это протоязычество. И там действительно есть много общих черт. Но нужно чётко понимать, что язычество - более поздняя форма понимания мира.
Это два аспекта, и одновременно один. И язычество, и шаманизм - это природные верования. И сам мир, природа, стихии лежат в основе космологических мифов и общего понимания мира. Это их роднит и, собственно, это главная тема, на которой из шаманизма и взялось язычество.
Но есть и ряд моментов, где понимание обрядовости и религиозности, если угодно, расходятся. И именно в таких вещах мы и понимаем, что это два разных явления. Давайте поговорим о них.
В первую очередь - это вера язычества в различных Богов. Боги чаще всего человекоподобные и являются прямыми родственниками язычников. В шаманизме эту роль выполняют духи. Духи леса, гор, рек и озёр, добрые и злые духи и даже великие предки (но под предком понимали некий дух, не имеющий часто формы и плоти). Если с духами мог общаться только Шаман, то в язычестве с богами может общаться волхв, ведун и даже в определённом смысле любой верующий.
Во вторую очередь - это необходимость язычества в символах. Это символы в одежде, в оберегах, в жестах и т.п. В шаманизме более талисманы, амулеты. И чаще всего шаманизм - это всё же религиозная практика и такие элементы защиты имеет только шаман. Если говорить глубже, то Шаманизм - это больше миропонимание. Представьте себе родовой строй в давние времена. Там не было двух шаманов. Только один, который проводил все обряды и был духовным лидером племени. С развитием родовых и общинных связей люди начали себя ассоциировать с определённым этносом, нужны были аспекты самоидентификации. Тут и выходят на арену символы, обереги, один покрой в одежде и т.п. вещи. Язычество вырастает из шаманизма и раскрашивает свои интересы в разные краски, тем самым выходя за рамки шаманизма. Другими словами, язычеству всё вышеперечисленное потребовалось на определённом историческом этапе развития, когда люди начали пробовать переходить к первым зачаткам государственности. Им нужны были отличия от других племён и этносов.
Так же стоит упомянуть об основных атрибутах шамана - это бубен, варган, зеркало шамана, костюм шамана. В язычестве уже реже используется бубен в обрядовой деятельности и тем более реже встречается варган. А костюм шамана полностью пропадает в жреческой деятельности и сам принцип этой деятельности меняется полностью.
В третью очередь в язычестве, так же как и в шаманизме, есть священные рощи, камни, великие деревья и одушевление природы. Это бесспорно. Но это уже несколько выглядит тускло, блекло и не так всеобъемлюще, как в шаманизме. Например, в картине мира язычников чаще всего несколько миров, 3 или более. В этих мирах живут они сами, Боги, духи и т.п. В шаманизме практикующий шаман гуляет в камланиях между мирами, общается там с духами и этих миров множество и они не похожи на троемирья язычества. Так, скажем миры в язычестве - это проекция понятного мира живых, но в котором живут Боги, а в другом, умершие предки или тёмные духи. В шаманизме другие миры более сказочные, что ли.
В четвертую очередь нет в шаманизме той иерархии и деления что в язычестве. Вот он шаман, он же жрец, он же знахарь, он же ведун. В язычестве эти роли выполняют разные люди и меняется сам принцип выбора человека на такую роль. Чаще всего шаман - это тот человек, который умел впадать в транс, был с некоторыми психическими отклонениями (или человек их отыгрывал). В язычестве вышеуказанные роли выполняли люди знающие, старшие в роду, специально обучившиеся знахарству и т.п. Другими словами, тут больше прослеживается общественная и социальная составляющая.
Можно сравнивать и более мелкие аспекты, но суть в том, что шаманизм - это правильное язычество, если коротко. Но так как язычество - более поздняя форма миропонимания, в которую уже больше входят принципы общественной жизни, нормы государственности, этнические особенности, то шаманизм там начинает растворятся и сегодня - это уже не совсем одно и тоже.