Неоднократно приходится обращаться порой к понятным для многих людей ситуациям, словам, смыслам. Но если и есть неопределённость, недосказанность, - значит есть и о чём говорить.
Так, часто можно услышать от родноверов слово «грех» в разных контекстах. Это крайне странно. И странно это по нескольким причинам. Во-первых, это слово - маркер христианства, со смыслом ошибка, неправильное исполнение догмы (религиозного правила). Под словом «грех» стоит явная попытка загнать верующего человека в жёсткие рамки, которые могут и изменяться церковью со временем. Грехи искупляли, за них шли на костёр, грехи выкупали (практика индульгенций) и много ещё как манипулировали верой человека. Всё это позволило философам–религиоведам трактовать термин грех как ширму для прикрытия по сути множества безобидных действий, за которые человек должен попадать в зависимое положение от воли церковки. И в зависимости от века сама церковь реагировала по-разному, сжигала, покупала, осуждала, изгоняла грехи. Так вот, суть, думается, ясна.
Грех – это христианский термин, обозначающий ошибку. Да, в этом ключе славянин может совершать их на своём духовном пути. Но вот важное пояснение, грех-то зависит исключительно от воли церкви, библии, писаний, догм, в конце концов. И как принципы мироустройства славянской культуры пересекаются с догматами?
И вот мы подходим к таким важным, в понимании этого вопроса, предметам, как терминологическая база вероисповеданий и эгрегоры. Глубоко раскрывать суть этих вопросов нет нужды в этой статье, объясним лишь базовые моменты. Если вы пробовали общаться с батюшкой или истинно верующим христианином, будучи родновером, смею вас заверить, вы говорили на совершенно двух разных языках. Дело в том, что термины и мировоззрение разное, вы из двух разных вселенных. Вот нахождение в двух разных эгрегорах и не позволят вам понимать друг друга.
Так вот, некоим образом
нельзя переносить в славянское родноверие термин грех. Конечно, родновер может оступиться, совершить плохой поступок, как в бытовом плане, так и в духовном, но ему не нужно бежать в церковь, не нужно искать волхва, дабы сунув ему деньги, спать потом спокойно. Ему не нужно, наконец, бить себя плетьми, дабы вымолить у богов прощение. Раньше либо община выбирала меру наказания, либо сам человек наказывал себя за ошибки - но не физически, а морально. То есть если ошибка была перед общиной, то община и решала, что делать с человеком, был просто вечевой суд, если ошибка была духовная, то человек пытался её исправить, совершая добрые дела, иногда до самой смерти. Но это всё поверхностно и не отражает реальной сути проблемы. Так как нельзя проводить такие сравнения между последствиями ошибки в христианстве и родноверии, так как критерии, принцип, да и сам характер этих ошибок был совершенно, а порой, и бинарно отличимый. Славяне в своих действиях исходили только из двух понятий:
совесть и
традиция. По совести ли так поступать? Как отец мой поступал в подобной ситуации? Понимаете разницу? Тут не всегда чёрное - черно, а светлое это свет. Всё зависит от контекста, от ситуации от конкретного человека и его статуса. Это сложное явление.
Иногда в родной вере просто было убить ворога, который посягает на твою землю, жену и имущество. Человек потом не раскаивался, не искал прощения у богов, он даже и не мог подумать, что совершил ошибку. По его представлениям он спас семью и дом. А с точки зрения христианства это самый тяжёлый грех. И наоборот, убить своего родича даже по страшной ошибке (например, на охоте) было тяжёлым испытанием для славянина, даже если его за это никто не стал судить.
Кроме того, в славянской вере есть условное понятие
кармы (конечно так она не называлась, но так читателю будет проще понять). Человек, на своём жизненном пути делает тёмные и светлые дела, это как сосуд. Причём темное и светлое не всегда маркировалось понятиями, которые понятны сегодня как зло и добро. И это влияло на то, в кого переродится человек после смерти. Вполне доказанный факт, вера в перерождение, пусть и несколько отличимое от понятия буддистов, но вполне сопоставимое, была распространена у наших предков. Смотрите подробнее труды Велецкой. И вот... человека это как-то нормировало, что ли, в совершенных им действиях.
Итак, резюмируем:
- 1. Понятие ошибки нормировалось обычаями, верованиями, своим представлением о правильности действий и совестью.
- 2. Понятие греха, так такового не существовало и всё ошибки были условны.
- 3. То, что можно приблизить к термину «грех» в славянском миропонимании - система сосудов кармы. Совершив нечто плохое, человек сам должен исправить свой рок добрыми делами.
Поэтому в лексике родновера не может быть слова «грех», и, думается, мы объяснили почему…
Авторы статьи Станислав Свиридов, Макс Говоров. Третья редакция статьи от 10.09.19