Скидки до 70%

Стирание бинарных оппозиций в язычестве

  • 20 июля 2022 18:50:50
  • Отзывы : 0
  • Просмотров: 1328
  • Автор: Станислав Радосветов
  • 0
Ужасно научно звучит, не правда ли? Но как бы смешно и парадоксально это не звучало, 18 лет назад я написал свою первую научно-популярную статью на эту тему. Сегодня же, хоть убейте, не могу её найти ни в сети, ни на старых жёстких дисках. А говорят - рукописи не горят. Хотя… не горят пока голова думает так же, как и 18 лет назад. Поэтому решил заново донести мои тогдашние мысли до читателя.
 
Бинарные оппозиции - это противоположности. Например, небо/земля, далеко/близко. Поэтому можно назвать статью и «Почему противоположности стираются в славянском язычестве?». Но так не научно, хотя сути, конечно, это не меняет.
 
Итак, как вы уже поняли, я хочу донести один важный постулат: антиподов нет в язычестве, и не только в славянском. Нет и всё. Далее можно было бы и не писать статью, но важно же донести эту мысль развёрнуто, и так, чтобы каждый понял. Поэтому от абсолютного утверждения перейдем к доказательной базе.
 
Вначале моего пути меня всегда занимал такой момент, что в русских сказках зло бывает доброе и точно не абсолютное, если мы рассматриваем мифологию и сказки. Серый волк может помогать, а баба Яга не всегда злодей и может наставить на путь истинный. Это как бы философия непринятия зла и добро через принятие зла. Этакая гармония. Смотрите забавный факт. В западной мифологии и кинематографии есть абсолютное зло и абсолютное добро. Есть конец света и его виновник, апокалипсис, есть чёткое разграничение на добро и зло. Без этого невозможна вся их супергеройская фигатень. Это зрелищно и масштабно. И наши перестроились в последнее время на эти рельсы. Хотя традиционную культуру это не подорвало, конечно.
 
Нужно понимать, что языческая картина мира - это некоторые постулаты мышления, базовые отправные точки, при идентификации которых и суммарного их представления - можно с уверенностью сказать, данный человек придерживается язычества в своём мышлении или нет. Так вот бинарные оппозиции, если они в мышлении стираются, то это - один из маркеров языческого восприятия мира.
 
Разберём известный восточный символ Инь и Янь. Не спрашивайте, каким образом этот символ относится к язычеству. Ответ: конечно, никак. Но он максимально точно передаёт мысль о стирании оппозиций в языческом мышлении.
 
Чёрное и белое, которое чаще всего символизирует добро и зло. Вы спросите, как это может смешиваться. Да очень просто, убить врага, который напал на ваше селение это добро или зло? Убить человека, который страдает от полученных ран в бою - это добро или зло? Предавая товарища, дабы спасти жизни семьи - это добро или зло? Таких этических вопросов очень много и как таковых на них нет правильного ответа. Нет по причине того, что добро и зло в этих примерах всегда зависит от того, с какой стороны находитесь именно вы. И в языческих культурах мерилом правильности поступка является совесть. Это совокупность нравственно-этических норм человека, помноженное на понимание человека в природе и язычестве в целом. 
 
Часто привожу миф о белом и чёрном человеке, который сидит на плечах у человека и склоняет его поступать правильно/ не правильно. И по сумме хороших и плохих дел человек получает по заслугам. Но мы отвлеклись.
 
Итак, символ Инь и Янь. Черно-белый символ, который сплетён, но в этом символе есть чёрная точка на белой капельке и белая точка на чёрной. Это максимально наглядно, лично мне говорит, что добро и зло едино и чёрное может быть в белом так и наоборот. И разницы нет, в конечном итоге.
 
Человек, из всего природного мира не просто мыслит, но и понимает, что он конечен. И эта мысль часто становится проблемой и краеугольным камнем многих измышлений.
 
Поэтому в языческой картине мира оппозиция «Жизнь/смерть» также стирается. После смерти есть перерождение, или как вариант пир с умершими предками.  Жизнь - это кольцо, а не палка. Подробнее про это явление можно почитать тут.
 
Оппозиции добра и зла, жизни и смерти мы рассмотрели подробно.
Давайте рассмотрим бегло и другие оппозиции для полного понимания.
 
Оппозиция «Далеко/близко». Пока ты стоишь в точке «А», точка «Б» находится далеко. Когда ты доходишь до точки «Б», точка «А» находится далеко.
 
Оппозиция «Земля/небо». В языческой картине мира нет чётких границ между землёй и небом. И знаменитый солнечный коник Даждьбога проходит днём по небу, а ночью по под землёй. В представлении язычника это едино, что земля, что небо. Где-то есть вход на небо, так же, как и то, что где-то есть вход под землю. 
 
Оппозиция «Свой/чужой». Чужое в язычестве всегда опасно, неизведанно и потенциально таит в себе зло. Но примеры рабства у древних славян показывают нам что чужеземцы, попавшие в плен Русичам, отрабатывали своё наказание, достаточно быстро становились свободными и зачастую оставались жить с ними. И наши предки не противились такому стиранию понимания свой/чужой по причине того, что чужой стал своим.
 
Тоже самое касается и верований «Язычество/любая другая вера». Другие верования до 988 года абсолютно точно растворялись в культуре языческой Руси. Не было неприязни или противостояния в этой оппозиции. Так как традиционные верования и так сами по себе достаточно недогматичны и крайне разнообразны, поэтому принять человека с другой картиной мира было естественным явлением. Но, важно понимать, что после принятия христианства язычество не растворилось как таковое, а растворилось в христианстве. В науке это явление называется двоеверие. Вот наглядный пример слияния противоположностей и как это работает в языческой (читай традиционной) культуре.
 
А если коротко, просто нужно принять тот факт, что противоположности сливаются в языческой картине мира. И это важный аспект фундамента для выстраивания понятийной базы для этой самой картины
 
 
 
 
 
 
Оставить отзыв ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.
 
Задать вопрос в WhatsApp