Скидки до 70%

Книги, журналы, диски для родновера

Вера как социокультурный фактор. Нью Эйдж и неоязычество

  • 02 июля 2017 07:48:24
  • Отзывы : 0
  • Просмотров: 1780
  • Автор: Влад Говоров
  • 0
Этой статьёй мы продолжаем целую серию материалов, посвящённых проблемам признания Родноверия на государственном уровне. Весь цикл представляет собой сугубо научный подход к проблеме, поэтому лишён эмоций и не использует ненаучные термины. Это попытка трезво объяснить государству позицию тех, кого оно считает «неоязычниками» и перечислить факты, которые прямо указывают на важность принятия Родноверия в общее культурное пространство России.

Религиозный фактор в мировом социуме до сих пор является одним из самых устойчивых. Вера во что-либо – это одна из основных форм проявления духовности в обществе, как религия это один из наиболее важных социальных институтов, как явление это вечная спутница человека. Подавляющая часть населения нашего мира живет в соответствии с духовно-нравственными религиозными принципами. Вера – это выражение духовного родства, морали и правил жизни людей, и в культурном смысле она может регламентировать жизнь человека в буквальном смысле с его рождения.

Если говорить о современной России, то реально и функционально доминирующей (но как было сказано в предыдущей статье, на уровне государства это в корне неверный подход) является христианская (обычно православная) культура. Её носителями, по данным Википедии, являются от 66 до 75% жителей нашей страны, в зависимости от метода оценки. Но при этом культуры ислама (6,5-10% от населения страны), буддизма (до 1%) и, что очень характерно, иудаизма (до 1%) поддерживаются последнее время не только в соответствующих регионах страны, но и на уровне первых лиц государства, постепенно включаясь в общее культурологическое пространство.

К сожалению, этот процесс также неверный, так как с точки зрения культурных и традиционных ценностей ни одна из нехристианских религий, за исключением, может быть и с большими оговорками, буддизма, не является фактором, укрепляющим социокультурную безопасность России, а скорее наоборот, является фактором дестабилизирующим. Причём, хочется подчеркнуть, именно по ценностному подходу. Никто не говорит о запрете конкретных религий или их «неправильности», нет. Но их растущая поддержка на государственном уровне выглядит по меньшей мере странно, когда другие религии и верования, более лояльные к пресловутым «традиционным ценностям», открытым образом притесняются.

Ведь кроме основных религий, в начале XXI века стали набирать силу в информационном культурном пространстве два таких совершенно разных религиозно-культурных направления, как New Age и неоязычество.

Нью Эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра», или «религии нового века») - общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. Представители New Age – это не просто различные сектанты или оккультисты, а сторонники различных «новых» культурных и образовательных ценностей, даже если конкретная религия их не объединяет. К ним можно отнести даже представителей некоторого сетевого бизнеса, корпоративной среды («корпоративный дух») и псевдонаучных учений (последователи Хаббарда или Фреско).

Напротив, неоязычество – во многом традиционное религиозное мировоззрение, оно не отрицает, а подтверждает существование традиционной культуры. В России это реконструированные (ранее реально существовавшие) древние языческие учения и духовные практики славян и коренных народов (Севера, Сибири и так далее). И от их развития или уничтожения зависит сохранение или трансформация национальных культур. Так, в исконной русской культуре, как и в других сложившихся в древние времена, духовно-религиозные ценности были мощной силой сохранения традиционных и морально-нравственных основ общества. Их подмена «новыми» ценностями уже один раз повлекла за собой деформацию культуры и дестабилизацию общества, неминуемо повлечёт и снова.

Согласно данным из открытых источников, до 25% населения России могут принадлежать к Нью Эйдж или неоязычеству, причём, если говорить о неоязычестве, 1,2% населения (по данным «Атласа религий и национальностей» за 2012 год) открыто его придерживаются, и даже это уже больший процент, чем у иудаизма и буддизма, это стоит отметить.

Но ситуация последних лет такова, что при де-юре закреплённой в ст. 28 Конституции РФ свободе вероисповедания де-факто отмечается явная доминанта православной культуры, а неоязычество фактически запрещено если не в физическом, то в массовом культурном пространстве.

Эти два факта прямо связаны между собой – глубокое проникновение лобби РПЦ в институты государства приводит к политике, преследующей интересы отдельной религиозной организации, а не политике, ставящей своей целью культурное разнообразие и даже национальную безопасность.

Для православия язычники, как и последователи духовно-мистических практик – суть еретики, вероотступники и сатанисты. Но этот узкий, фарисейский подход простителен церкви, но непростителен государству.

Если говорить про Нью Эйдж, то по своей сути данные религиозные организации часто представляют из себя иностранные религиозные миссии (в силу своего происхождения и ценностного содержания) на территории Российской Федерации. Многие из них имеют явно выраженные признаки авторитарно-деструктивных религиозных объединений и верно классифицируются государством как секты – «организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), несовпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им». Они, противопоставляя себя традиционным конфессиям, способствуют деструкции духовных ориентиров в российском социуме. Да и по факту они довольно часто открыто выступают против традиционных ценностей отечественной культуры, в том числе нарушая законодательство РФ.

Но этого нельзя сказать о неоязычестве, и об этом мы расскажем в следующей статье.
 
 
 
 
 
 
Оставить отзыв ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.
 
Задать вопрос в WhatsApp