
Белый цвет достаточно интересен для изучения. Вроде бы он и нейтральный. Мы видим белый день, снег для нас белый, много в цветущих растениях можно встретить белый, но так, чтобы его было много в природе, говорить не приходится. Самой главной бинарной оппозицией в славянской мифологии является череда белый \ чёрный. Это выражено в первую очередь в славянских Богах – дедах Белбоге и Чернобоге. Считается, что это два монолита, которые ведут ветви двух пантеонов – один добрых и светлых богов, их ещё называют Ясуни, второй тёмных богов – Дасуни. Если условно, даже сказал бы по-голливудски разделить эту дуальность, то сейчас мы говорим о добре и зле, дне и ночи. Условно и по-детски, конечно можно принять такие простые нормы понимания. Само выделение на уровне божеств этих двух цветов говорит уже о том, что славяне на уровне кармической делили единство мира на Явь – Правь – Навь, понимали многие аспекты философии. Существует даже легенда, где за человеком ходит два бога - Чёрный и Белый, и каждый из них записывает деяния человека. Это, конечно, поздняя трактовка славянского родноверия, где в богах больше угадывается Чёрт и Бог, но архетип кармического восприятия мира ближе по ритуально-философской парадигме к вере предков. Итак, белый цвет для славянина это свет, свобода, добрые дела, Правда, Светлые Боги. Это только первый пласт, есть и другие.
В былинном эпосе часто можно встретить упоминание белого цвета. Он там выступает в роли маркера отделения своих от чужих, например «Бел шатёр» обозначения места сбора или стоянки русских князей. «Бело рученьки» был маркером отделения своих от поганых (чёрных печенегов). В эпосе мы ещё встречаем такое словосочетание «Бел горюч камень» Исследователи сходятся на мысли, что так обозначатся алатырь камень. Самый главный мифологический алтарь славян, который по преданиям стоит на границе Явного и Навьего мира. На этом алтаре былинные персонажи общаются и вопрошают к светлым богам, по одной легенде за этим камнем спрятан проход в навье царство (а по другой, вход в Пекло, но это синоним Нави). Как видно алатырь камень это последняя граница светлых сил перед тёмными силами.
Роль белого цвета в обрядах сложно недооценить. Основным элементом славянской ритуальной одежды выступает белый сарафан или длинная рубаха-косоворотка, выполненная изо льна, крапивы или конопляной нити. Эта одежда выступала в роли светлых помыслов человека, его стремление к добрым делам. И дабы злые, не чистые духи, мысли да помыслы не просочились через одежду, все входы: рукава, подол, ворот, были украшены различными обережными символами и чирами. На любой славянский праздник Русич должен быть появиться в белой рубахе. Это считалось национальной одеждой, да и до сих пор считается. Сегодня у крупных славянских общин не разрешается доступ к первому кругу хороводов людям без национальных одежд. Именно там и происходит вся ритуальная деятельность.
В свадебной традиции белый цвет выступает символом чистоты и целомудрия. Для подтверждения этих слов вспомните лишь обычай вывешивать после первой ночи молодожёнов простынь с каплями крови, показывающие девственность и чистоту невесты, это важно было для правильного продолжения рода. Про роль белого цвета в свадебной ритуальной деятельности славян нужно ещё упомянуть и в контексте рушников – славянских белых полотенец с вышивкой. Молодым при входе на свадебное торжество обвязывали руки такими белыми рушниками, дабы все помыслы и дела молодых были чистыми, светлыми и в соответствии с людскими законами и традициями славянских Богов.
Черный цвет как ритуальный цвет пришёл к нам с приходом христианства. Раньше у нас такие тона при крадировании – славянских похоронах приняты не были. Как и у многих индоевропейских народов, цветом траура у нас был белый цвет. Покойник был в своей обрядовой белой рубахе, все пришедшие проститься с покойничком приходили, как на праздник, в светлых одеждах. Считалось, что человек уходит пировать к светлым богам и это была радостная весть. Похороны были по сути проводами с песнями и плясками, да и хороводами конечно. Кстати, в Японии до сих пор провожают ушедших в белых одеждах.
Мы уже говорили, что снег белый, но тут нужно немного в него углубиться. Снег всегда был метафоричным значением малой смерти, смерти природы. Так что это продолжает нашу мысль про значение белого цвета в похоронных обрядах.
Правильное понимание белого цвета важно для культурологии, этнографии и для полного и правильного понимания славянской мифологии. Белый цвет - это сильный культурный маркер и его семантика интересна и многогранна.